МАОУ СОШ  города Белово

           Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение 

                                                             "Средняя общеобразовательная школа № 12 города Белово"

 

Как выбрать профессию?

 

 

ЭТОТ ИЗМЕНЧИВЫЙ МИР ПРОФЕССИЙ


 

Школьный возраст не единственный период, когда человек определяется с профессией, но это первый серьезный выбор в жизни каждого. Старшеклассники, выбирающие профессию, не только определяют свое будущее, но и учатся планировать свою жизнь. А это умение пригодится не раз.

 

Современный мир профессий похож на пространство средств мультимедиа: обновляются прежние специальности, появляются новые профессии, темпы модернизации постоянно растут. Мода на профессии меняется также быстро, как на компьютерные игры. Как не обмануться, выбирая профессию, - пойти перспективным путем, прозорливо отличив ту, спрос на которую будет расти? Как не поддаться стереотипу и не попасть в ситуацию, когда ваша профессия, популярная на момент поступления, окажется мало востребованной на момент окончания учебного заведения? Для этого важно понять, что движет изменением мира профессий, насколько долговременны эти преобразования, каковы их последствия. Попробуйте перечислить, чем современный мир профессий отличается от того, каким он был в те времена, когда свой путь выбирали ваши родители.

 

Итак, первое, что бросается в глаза, когда смотришь на многообразие профессий – всеохватывающая информатизация профессионального труда.

Другой весьма заметной тенденцией развития мира профессий становится менеджериализация профессиональной деятельности – именно так на Западе принято называть процесс выделения управления в отдельные специальности (например, «информационный менеджер», «финансовый менеджер» и т.д.).

 

Еще одна тенденция мира профессий – сращивание технических университетов и промышленных предприятий. Это явление принято называть корпоративным университетом. Одной из проблем современных предприятий становится массовый уход молодых перспективных специалистов.

 

Также заметной тенденцией обновления мира профессий становится – гуманизация общества – появляется много специалистов, занимающихся помощью и поддержкой различных групп населения.

 

Итак, движущие силы развития мира профессий определены. Что же делать тому, кто обдумывает будущее? Прежде всего, стремиться получить комплексное образование, которое бы соответствовало нескольким из перечисленных направлений. Ваша задача – найти свое сочетание, которое позволит заниматься интересным делом и достойно жить.

 

Горячая десятка заблуждений в выборе профессии. И почему вы так думаете?

 

1. Профессия выбирается раз и навсегда. Так было раньше, однако жизнь ускоряется, появляется все больше возможностей. Вы не будете оставаться прежними и, научившись выбирать профессию сейчас, не побойтесь рисковать в последующем. Почему человек начинает думать, что профессия выбирается один раз на всю жизнь? Скорее всего, боится рисковать и предпочитает думать, что выбор профессии исключает право на ошибку. Такая логика часто «разрешает» человеку принимать решения не самостоятельно, перекладывать ответственность на других людей.

 

2. Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька. Так думают те, кто не хочет брать ответственность на себя, они боятся и …становятся неудачниками. Есть много путей быть тем, кем хочешь; если один из них приводит в тупик, надо идти по-другому. К сожалению, такой ход рассуждений присущ людям, у которых нет главного ресурса – времени, и приходится принимать решение сразу перед окончанием школы. Человек, выбирающий профессию, обладает многими ресурсами – способностями, временем, силой воли. Современные возможности позволяют получить образование самого высокого уровня людям, у которых нет «толстого» кошелька.

 

3. Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим. Это хороший способ уйти из профессии при первой же неудачи. Стремление человека быть самым-самым часто прикрывает его страх неудачи. Быть лучшим и стать классным специалистом – совсем разные цели. Нужно найти профессию, в которой вы будете развиваться, становиться лучше и лучше. Не так-то легко научиться извлекать выгоду из ошибок, особенно своих, когда так хочется все свалить на другого или силу обстоятельств. Поэтому люди ставят иногда перед собой цели, изначально недостижимые, от которых легко отказаться под предлогом, что этого не может сделать никто.

 

4. Профессия предназначена человеку от рождения. Если вы верите в это, значит боитесь пробовать себя. Лучший выбор – это выбор по склонностям, если сильно хотеть, то в большинстве профессий можно достичь успеха. Разумеется, ваши природные задатки должны приниматься во внимание. Важно знать не только состояние здоровья и расположенность к тем или иным заболеваниям, но и свои психофизиологические особенности.

 

5. Психолог не помощник в выборе профессии. Психолог умеет задавать вопросы и располагать человека к прояснению своих намерений. Иногда отказ от помощи специалиста – психолога связан с тем, что человек не хочет посмотреть на себя со стороны, или у человека складывается отрицательный опыт общения с психологом. В любом случае, стеснение перед обращением к специалисту по выбору профессии важно преодолевать, ведь можно столкнуться с проблемами, требующими опытного, объективного взгляда. Психолог обладает нужными знаниями и умениями, чтобы расположить вас к себе, выяснить ваши намерения, а не только протестироваться.

 

6. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит. Вовсе нет, так как многие вузы открывают дополнительные специализации по подготовке переводчиков, менеджеров, экономистов. Чтобы сориентироваться в качестве такого образования, лучше обращаться к профессиональным консультантам. Важно подробнее узнать о специальностях и специализациях факультета, на который вы собираетесь поступать. Необходимо получить информацию о том, в каком объеме будет преподаваться дополнительная специализация, будет ли в документе об окончании вуза зафиксировано обучение по специализации и в каком объеме.

 

7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей. Мнение близких людей очень важно, но ведь профессию выбираете вы и для себя. Поэтому вся ответственность лежит только на вас. С одной стороны, человек, который дорожит мнением близких ему людей, рискует отказаться от своей самостоятельности; с другой – всегда ли можно положиться на мнение близких людей, видят ли они проблему объективно, готовы ли они смотреть на ситуацию с перспективой. Многие взрослые знают о мире современных профессий намного меньше, чем подростки, поэтому они не всегда могут найти варианты подходящих профессий. Следовать за мнением друзей напоминает следование моде, когда профессия выбирается не потому, что она нравится, а потому, что многие к ней стремятся.

 

8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым. Выбор профессии – один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных областях, тем более обосновано подойдете к будущей профессии. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию. Иногда такая установка отражает стремление человека оттянуть момент принятия решения. Вспомни, когда ты был маленьким, тебя регулярно спрашивали: «А кем хочет стать этот очаровательный ребенок?» Согласитесь, с возрастом таких вопросов поубавилось – ведь взрослые, даже самые разумные, боятся взросления своих детей и не всегда оказываются готовы к этому периоду жизни. Поэтому, выбирая профессию, вы утверждаете себя как взрослый человек.

 

9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз. Престижная марка – во многом успешная реклама. Качество образования определяется по уровню библиотечного и информационного обслуживания студентов, сотрудничества с бизнес – организациями и предприятиями. Обо всем этом лучше узнавать из первых рук. Качественное образование – это, прежде всего возможность получить знания в той форме и в том объеме, которые можно пустить в свой карьерный рост.

 

10. Если у вас есть деньги, то профориентация не нужна. Деньги – всего лишь один из ресурсов, которыми вы обладаете. Главный ресурс – это желание и уверенность в выборе, и они есть только у вас


 Как стать группой поддержки своему ребенку при выборе профессии?

 

            Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно. В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования – как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становится главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека – сделать время своим союзником в выборе жизненного пути.

         Современный ритм жизни настолько стремителен, а возможностей появилось так много что сегодня важно задаваться не только вопросом: «Как выбирать профессию?», но и «Когда выбирать профессию?» Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать вовремя. Нельзя определить для всех людей единый возрастной стандарт для старта самоопределения. Однако жизнь вынуждает задумываться о профессии и путях ее достижения раньше. Возможности, появившиеся в образовании в последнее время, станут вашими возможностями, если вы и ребенок начнете планировать свою карьеру и реализовывать свой план с 8-9 класса.

         Помогая ребенку выбрать профессию, вы решаете сразу несколько задач, которые в сегодняшнем мире составляют основу деятельности профессионалов. И в первую очередь: вы раскрываете способности, мотивы, оцениваете соотношение между ними. Период выбора профессии часто оказывается решающим для дальнейшего развития детско-родительских отношений. Именно тогда закладывается основа сохранения эмоциональной близости при становлении самостоятельности ребенка.

  

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребенка.

 

1.  В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» - к конечном счете приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способности вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему еще только учится. «Золотую середину» в выборе профессии особенно трудно найти тогда, когда ваш подрастающий ребенок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегает ситуации самостоятельного выбора.

 

2.  Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытств… Сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребенок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.

 

3.  Искреннее желание человека обладает столь большой силой, что если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

 

4.  Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто в практике профконсультанта встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:

 - сложности с трудоустройством;

 - длительное время профессиональной подготовки;

 - трудности в согласовании профессиональных и личных планов;

 - сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда, или он может работать на будущее);

 - профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического.

 

Готов ли ваш ребенок примириться с теневой стороной профессии, искать пути компенсации таких трудностей?

 

5.  Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. При случае задайте ему вопросы: «Как ты думаешь, а как тебе будет лучше готовиться к поступлению? Пойти на курсы, найти школу или колледж при вузе?», «А с какого курса ты сможешь устроиться на работу, ведь сегодня это одно из первых условий при приеме на работу?», «Как профессиональные планы впишутся в твою жизнь?»

Постарайтесь задавать вопросы в нужный момент, когда ваш ребенок будет готов к обсуждению. Обсуждение планов – это не критика выбора вашего ребенка, поэтому поддерживайте все варианты ответа, а если вы думаете, что знаете лучший ответ, предложите ребенку оценить оба варианта. План карьеры не должен быть жестким предписанием к действию, главное в нем – гибкость, чтобы человек был готов как к неожиданным неприятностям, так и удачам. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять ответственность на себя.

Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу – одно из лучших решений. Профессиональная помощь в выборе профессии дополняет и оптимизирует внутрисемейную поддержку. Профконсультант поможет не только точнее оценить уже проявившиеся способности, но и определить потенциал, который пока скрыт, сделать прогноз развития способностей.

  

Вашему ребенку нужна поддержка психолога при выборе профессии если:

 

  • профессии, которые ребенок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом, например веб-дизайнер и менеджер;

  • ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;

  • сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе;

  • выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями;

  • ребенок нередко принимает решения под влиянием своих друзей.

 

Дата последнего обновления страницы 13.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения